+7(495)933-26-83

Приемная комиссия

+7(499)249-20-00

Приемная комиссия

+7(495) 782-34-34

Секретариат

Материалы по логотерапии

Главная

Мир и примирение с логотерапевтической точки зрения. (Доклад Элизабет Лукас)

(начало доклада пропущено☹   …остается надеяться, что пропущено не очень многое…)

 

Я думала, что у меня талант к психотерапии, но сейчас я смеюсь над этим вместе с вами, так как во время моей учебы у меня не было и намеков на это :)
В мире изменилась ситуация в последние 50 лет. Сегодня все подтверждается, что он (Франкл) говорил тогда для нас: Что делает человека человеком? - духовное.


В чем и где проходит различие между психологическим и духовным?


 Только проявление духовного в человеке делает его человеком. Франкл показывал этот дефицит духовности, в особенности, когда он говорил о психо-биологическом организме. Организм получает эту душу, и только тогда для него открывается возможность стать человеком.


Все существа в природе достаточно выживаемы, что довольно сложно в постоянно меняющемся мире, и им для размножения нужны еще и психические силы. А человек имеет еще и духовное измерение, и это не только интеллект, скорее всего не интеллект, а его дух, свобода, ответственность, самодистанцирование, самотрансценденция, воля к смыслу, поиск смысла, для кого-то поиск Бога. И эти духовные силы помогают нам жить по-другому,  не просто размножаясь, а переживая любовь. Только мы должны осознавать и различать это хаотическое психодинамическое состояние в себе.


Это касается и несправедливых событий в судьбе, которые могут случаться неожиданно у каждого человека - человек должен быть к ним готовым. 


Если говорить кратко, то мы постоянно должны следовать и выполнять эти экзистенциальные условия бытия, это невозможно без способности к самодистанцированию, и нам необходимо действовать осмысленно, несмотря на порой слишком тяжелые для нас условия. Иногда события слишком тяжелы, настолько, что впоследствии приходится нам отступать.


Но Франкл показал, что способность к дистанцированию необходима. Есть разные дистанцирования - судьба разлучила его с женой в лагере, это можно назвать дистанцированием, но так же мы можем дистанцироваться сами от некоторых своих переживаний, например, от боли и отчаяния в себе!


Мы можем иметь продолжение через свое творчество, через свои творения, и так продолжать себя!


И когда Виктор Франкл был в концлагере, он тоже доказал это своей жизнью, ему удалось реконструировать рукопись, которую он написал еще до заточения. Желание и ответственность написать, опубликовать свой труд - это дало ему мужество выдержать все то, что ему пришлось пережить в 3-х лагерях.


Можно еще сказать о важности примирения с тем, что невозможно изменить вовне, в событиях судьбы. Примирение (не важно с чем) необходимо, чтобы дальше выжить, направить силы на ту реальность, которая есть, и действовать исходя из нее.
Возвращаясь к самодистанцированию, можно сказать, что даже у ребенка должна быть способность к нему. Это самое дорогое этическое богатство человека, то что мы передаем как способность следующему поколению.


 Способность к самотрансценденции, она тоже есть у детей - мы используем эти человеческие способности для проживания и продолжения рода.
Мы должны учитывать разные ситуации жизни, в которых бываем и где мы выполняем разные роли, поэтому нам требуется самодистанцирование!


Нам важна сильная концентрация и присутствие духа! Еще раз подчеркну, что речь не идет об интеллекте, а о духе – как  о внутреннем полном присутствии человека в том, чем он занимается в своем сегодняшнем дне. 


У человека, особенно невротического человека, в жизни присутствуют два хищника :


1. опыт прошлого, когда пациенты, например, говорят:

  • я вижу, как моя сестра несправедливо пыталась выигрывать у меня судебный процесс за наследство;
  • в фирме меня использовали и недостаточно оплачивали мой труд, в результате я потратил свое здоровье;
  • или я лишь хотела получить удовольствие, за что теперь я так страдаю.

Все эти три личности не смотрят в настоящее, они "копают" свое прошлое и не присутствуют в настоящем в жизни. Они продолжают искать шансы для прошлой ситуации, которых в настоящем уже не осталось, возможности ушли с прошлой ситуацией, сейчас есть возможности настоящего, к которым эти люди обратиться не могут - сил не осталось, все сожрали хищники.

 

2. страх перед будущем пожирает наше присутствие духа и не остается сил бороться за себя настоящего и отстаивать настоящего себя, становиться настоящим!

 

Так пациенты слишком забегают вперед, например, они жалуются:

  • я не представляю, как мне перенести этот предстоящий финансовый кризис;
  • мой муж плохо со мной обращается и дальше будет только хуже;
  • я должен любой ценой выдержать этот экзамен, мне кажется я не смогу этого сделать - у всех трех мы наблюдаем страх перед будущем. Когда в их настоящем нет того, что является образцом конструктивного решения, когда я переживаю свою тревогу и страх тем, что не сплю и принимаю успокоительные - это не конструктивное решение! И здесь опять этот хищник - страх перед будущем похищает мои возможности и чувства .

 

Они словно надеются и хотят того, что вдруг заранее можно будет примириться с не приятным или удастся что-то сделать, чтобы не сталкиваться с неизбежным и тяжелым.


Вывод: непримиримые люди находятся в дефиците внимания и испытывают профицит страха, они пропускают свои осмысленные правильные действия в настоящем. Никто не может им вернуть из прошлого их пропущенные возможности.
Когда думаешь, что настоящее какое-то другое, чем прошлое, что оно приподнимается над континуумом времени, что оно не имеет длины и пространства, тогда концентрируешься на настоящем, и примирения с прошлым или будущим и не требуется.
Условия жизни можно отшлифовать и исправить только в настоящем, именно для этого мы имеем это пространство настоящего, свободное пространство, которое колеблется между прошлым, того, что уже было, и будущем, тем, что лишь будет.
Важно использовать свободу настоящего.


Необходимо суметь дать жизнь дням, проживать осознанно каждый день, когда он наполнен пестрой смесью самых разных чувств и состояний: радости, гордости, отдыха, грусти. При исключительной жизненной ситуации, которыми наполнена жизнь, в человеке должна присутствовать духовная правда, когда мы встречается с нишами свободы.
Монтень говорил: « Моя жизнь была полна страшных несчастий, большинство из которых никогда не было». На мой взгляд, здесь он говорит о страхах перед будущим – соскальзывании в него.


Те люди, которые страшатся будущего, чувствуя свои несчастья, не проживают его! А лишь предчувствуют их. Их предчувствие этого, еще не случившегося и не реального,  делают их несчастными в их настоящем.
Сейчас нет четкой градации между депрессиями. Франкл говорит о депрессиях, когда речь шла об истощении. Я нашла причину, почему Франк называл их истощениями.


Треугольник Франкла:

Свобода воли – воля к смыслу – смысл жизни .
Стремясь к смыслу, человек становится счастливым -у него в ответ на смысл появляется позитивный отклик и чувство самоутверждения. Это создает у человека иммунитет перед страданиями, повышается способность выдерживать их, увеличивает устойчивость перед неудачей и фрустрацией!
Редукция стремления к смыслу работает на пользу несчастью, если нет блокировки стремления к смыслу, то невротические процессы  уменьшаются.
Я хочу донести до вас эту логотерапевтическую мысль!
Депрессии и истощения: стремясь к смыслу, человек становится счастливым и одновременно сильным, способным выдерживать страдания!
Не стремясь к смыслу, или имея слабую ориентацию на смысл, человек теряет способность выдерживать страдания. 
Очевидная связь депрессии и истощения: как потеря сил и способностей. Франкл говорит о смысловом вакууме, который делает человека несчастным, истощенным и бессильным.
Сегодняшние депрессии лежат близко к тому, что из-за стресса человек попадает под депрессию, и когда говорят, что депрессии развиваются в результате стресса, то это не так!
В начале любой депрессии стоит отсутствие смысла! При депрессии важно работать над смысловым содержанием и его восстановлением!
Воля человека должна быть направлена им осмысленно! В депрессиях возникает потребность восстановить у человека жизненную смысловую перспективу, как это и делает логотерапия.


Люди, которые не могут примириться со своей травмой, не принимают изменившихся условий жизни - они теряют возможность сделать травму и эти новые условия своим ресурсом! Сердце такого человека оккупировано, и для смысла в нем не остается места. И тогда иммунная система этого человека перед переживанием страдания ослабевает, силы человека уходят, и он ослабляется. Люди объясняют эту слабость силой врага, ПТСР вступает в права, а они вступают в ноогенную депрессию.
С такими пациентами сложно логически дискутировать и аргументировать, они становятся как бы ригидными и застывшими. Например: у меня на приеме женщина, которая жалуется на свои постоянно напряженные отношения с матерью. Она имеет хорошее образование, воспитывает одна сына, которому уже 25 лет, зарабатывает тем, что занимается переводом. И когда она ссорится с мамой, ругаясь с ней, приходит к выводу, что ей никто не нужен. Эта женщина не могла получить радость, не имея подтверждения своей правоты в споре с мамой. И на терапии со мной она хотела лишь подтверждение своей правоты и не получала этого подтверждения.

 

Другой пример: мужчина находился на грани развода с женой, и еще стал жертвой мошенников. В результате ему необходимо было отдать очень большой денежный долг. Ситуация того, что от него уходит близкий человек, и он не может вернуть деньги привела его к решению о самоубийстве, и его мало что удерживало в жизни. В разговоре с ним мне удалось понять его маленькую оставшуюся в жизни ценность - мы заговорили о его школьном друге, который еще в детстве и  юности поддерживал его в разных ситуациях. Они давно не общались, и он не знал, как сложилась жизнь этого друга. И тогда возникший интерес к жизни друга  и возобновление контакта с ним и  стали мостиком к смыслу. Душевная короста этого человека опала. И тогда он смог заметить не только себя самого, что он не один стоит в своем страдании. Он чуть вышел из ситуации своего страдания, когда обратил внимание на другого человека, на другую судьбу!


Не надо концентрироваться на старом, важно концентрироваться на новом: Франкл после лагеря находился в депрессии, он много работал, принимал больных, писал книгу, затем он вновь женился, у него родилась дочь...Важно быть гибким. 
Исследования показывают, что если длительно концентрироваться на смартфоне - возникает привычный изгиб позвоночника, постоянное напряжение делает позу застывшей, возникают боли и деформация позвоночника усиливается. Так же и на душу - застывший смысл тоже губителен для души.


Иногда человек живет со скрытым длительным отчаянием. И порой оно может вызвать взрыв, проявляясь в неожиданный момент. Скрытое отчаяние возникает в результате непримиримости. У непримиримости всегда есть несколько участников этой непримиримости. Например, страх перед глобальным потеплением, о котором все говорят - может быть проявлением другого страха перед близостью, перед нехваткой ресурсов, дефицитами.


Примирение - это значит не забывать, не преувеличивать и не приуменьшать вредность. Речь идет о мире, о примирении. Факты жизни, которые лежат перед нами, о них важно говорить. Франкл, используя ресурс самодистанцирования, даже рассматривал свою жизнь в лагере как ученый.  Речь идет о собственном уровне - соблюсти его, сохранить себя, чтобы не оказаться на одной ступени с агрессором! Ведь человек может проявлять различные стороны.

 

Тут уместны слова Франкла о том, что человек – это существо, которое изобрело газовые камеры Освенцима, однако человек был также и тем, кто шел в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой! Что имели заключенные от своего такого поведения?  Тот аспект удержания этого личностного уровня - ценности установки - справляться со страданием и нести свою Судьбу. Главный вопрос жизни - Как ты несешь свою судьбу? 

 

Если человек А атакует, нападает на человека В, например, его могут обвинять необоснованно в чем-то

 

 


И тогда В начинает в свою очередь, может быть защищаясь, может быть уже испытывая иные чувства, атаковать человека А, тогда А будет уже скорее защищаться и снова атаковать В, а В снова защищается и может быть более жестко чем А. И это только вопрос времени – кто из них выйдет победителем,  в этом противостоянии страдают обе стороны!


Только человек может взять ответственность за свои действия! Самооборона  - может быть видом войны, но может ли самооборона вызывать мир?


Победа, побежденный и окончание спора часто не убеждает нападающего, а порой просто заставляет замолчать побежденного, но не примириться! Нельзя мир произвести с помощью насилия, даже если насилие кажется оправданным!
В. Шекспир писал: « Не растапливайте печь для своих недругов слишком сильно, иначе вы сгорите в ней сами…»!
Человек В ( в нашей схеме), как побежденный, может чувствовать сильную незаслуженную обиду - но ему важно соблюсти и сохранить свой личностный ценностный уровень. Может ли он в этом случае  отойти в сторону? Хватит ли у него сил и духа на этот поступок?


Гражданское мужество тяжело сохранять, когда человек находит в себе силы и смысл на то, что  может по-деловому подойти к противнику и конкретно что-то с ним решить. Да, это очень и очень сложно, и порой невозможно. Но – мир - это самое главное.
Мы можем находиться в разных позициях, в том числе и на месте нашего противника, ведь нам не чуждо ничто человеческое! С каждым народом может произойти холокост: человек  В  может пожалеть человека  А! Человек В может помочь А! Тот, кто держит свой ценностный  уровень, тот может помочь другому подняться на этот же уровень, более высокий уровень!
Я могу привести в пример свою пациентку, чей отец - пожилой человек, который всегда просил во время ее визитов к нему, то есть в то время, когда она его навещала – потише говорить, так как именно в это время ее визитов к нему, он смотрел фильм или новости, или что-то еще,  хотя она его навещала раз в неделю! И дочь (моя пациентка) всякий раз очень обижалась на поведение и просьбы отца. И уходя, она выражала протест против его просьб на «будь тише» тем, что  всегда хлопала дверью! И позже, когда возвращалась к себе домой,  всегда  слышала на своем автоответчике голос отца, что она не воспитана.


Э. Лукас задала ей ряд вопросов: «Может ли она изменить отца? Да, она может его наказывать, тем, что хлопает дверью, но вместе с этим - может ли она проявить и выразить нему  долю ее детской любви?  Кем она хочет быть - добрым человеком или кем-то другим по отношению к отцу?».


В. Франкл говорил о том, что каждый наш поступок -  это наша память и о нас! И в следующий раз, моя пациентка поступила по-другому: Придя к отцу, она его поцеловала и молча села рядом  с ним смотреть  телевизор. И тогда  случилось чудо, отец вдруг сам убавил звук!!!  Может быть уважительное, понимающее ценностное обращение к отцу, которое не было принуждением себя, и это есть их отношения. Она решила это сделать добровольно!» Это очень ценно, когда мир и смысл идут рядом.


Человек  - это действующее существо,  а не реагирующее существо. Каждый человек может совершить любой выбор. Можно целовать в лоб, и при этом не забывать ставить на стол булочки.


Смешно, но для  примирения в сентябре 2014 года  было открыто специальное помещение,  где люди свое раздражение могли реализовывать (выражать) за  30 минут, эта услуга стоила 89 евро! Когда ты в течение получаса можешь бить посуду и прочее...Конечно, реализация раздражения через агрессию - это  не логотерапевтический путь. Бить в ответ  другого, на мой взгляд,  не способ нахождения свободы и смысла.


Общая ответственность и свобода. Предварительная свобода рассматривается мной, как основа для любви, тот опыт, когда речь идет о благополучии ребенка избежать конфликта между отцами и детьми. Если политик живет на той территории, где живут его избиратели, то очень важно - не показывать свою власть над ними, важно -  просто общаться с ними, узнавать их интересы и ценности! Важно ориентироваться на одинаковые ценности.

 

Обобщение: вина – это онтологическое  свойство человека. Но важна сила человека к обновлению, его гибкость. Тот, кто страдает, не может впадать в депрессию. Жизнь – сама по себе это огромный подарок человеку.  У него есть опыт, и он может его плодотворно реализовать и использовать. Страдания человека делают его прозревающим!  На мой взгляд, он может оставаться в любви, которая помогает снизить спираль конфликта и войны. Задача человека - остаться на этом личностном и ценностном уровне и  удержать себя и другого!


Сегодня в мире продолжаются войны. Война и все то, что с ней связано, должна находиться в музеях! Все войны прошлого, все это мы можем не только оплакивать, как потерю человеческих жизней, потерю этих ценностей  в них,  но и делать выводы!

 

 

 

© 1997–2017, НОЧУ ВО «Московский институт Психоанализа» Лицензия 90Л01 № 0009535, рег. № 2466 от 16.11.2016 г. Свидетельство о гос. аккредитации №2458 от 26.12.2016 г.

Информация на данном сайте не является публичной офертой. При перепечатке текстовой информации и фотографий ссылка на сайт обязательна.