+7(495)933-26-83

Приемная комиссия

+7(499)249-20-00

Приемная комиссия

+7(495) 782-34-34

Секретариат

Материалы по логотерапии

Главная

Интервью с Элизабет Лукас

Интервью с Элизабет Лукас

Как Вы познакомились с Виктором Франклом? Каким он был?

Моя первая встреча с проф. Франклом в 1968 г. (ровно 50 лет назад) произвела на меня глубокое впечатление, потому что я узнала совершенно новый «imago hominis» (образ человека), исполненный достоинства. Последующие встречи с ним вновь поражали меня, так как он уделял мне, «маленькой студентке», много времени, чтобы обсудить все интересные и важные для меня темы. Я встретила Франкла случайно в Венском университете во время моего обучения на факультете психологии. Уже тогда моё первое знакомство с логотерапией каким-то образом изменило всю мою жизнь. Я бы никогда не стала эффективным психотерапевтом, если бы не познакомилась с проф. Франклом и его работой.

Я восхищаюсь проф. Франклом не только за его научные достижения, но и за его человеческие качества. Он был очень скромным и смиренным. Успех не сделал его гордым или надменным. Некоторые коллеги завидовали его успеху и очень неуважительно отзывались о нем, но проф. Франкл не обращал на это внимания и не терял внутреннего равновесия. Хотя он работал усердно, но никогда не страдал от "перегорания" на работе, отчаяния или разочарования. У него было свое любимое место для восстановления сил - в горах и в тишине. А ещё он черпал силы в любви к своей жене и семье. Он оставался верным своему пути до самой смерти. Наконец, я была поражена той храбростью, с какой он принял свою слепоту в старости. Он выражал благодарность за то, что мог видеть так долго, что смог увидеть свою дочь и внуков, и за то благословение, которое он чувствовал во всех дарах жизни.

Взаимоотношения ученика и учителя — какими они должны быть?

Отношения между учителем и его учениками в чём-то подобны одной из граней любви: учитель должен распознавать две стороны учеников. Он должен точно понимать, что они знают или не знают сейчас, и что они способны познать, а что не способны. Так, чтобы не требовать от них слишком мало или слишком много. Наряду с этим, он должен чувствовать их лучшие скрытые потенциалы, которым ещё предстоит проявиться и раскрыться. Он должен верить в их индивидуальные возможности роста, поскольку его вера в них укрепляет их веру в себя.

Известен ответ Франкла на вопрос о смысле жизни.
Вы бы ответили так же?

Вы правы: проф. Франкл заявил, что смысл его жизни заключается в том, чтобы помочь людям найти смысл их жизни. Возможно, смысл моей жизни другой: помочь всему следующему поколению понять величие идей Франкла и применять их. Проф. Франкл был прекрасным специалистом в области медицины, философом и выдающимся оратором, но он не был преподавателем в плане пошагового, терпеливого объяснения вопросов студентам. Его речи трогали тысячи людей и вдохновляли их, но он не мог преподавать теории и методы психотерапии так, чтобы готовить компетентных последователей.

Какими Вам видятся основные вызовы нашего времени, на которые должна ответить логотерапия?

Трудные задачи нынешнего времени являются большими и комплексными. Проф. Франкл однажды сказал: «У каждого времени свой невроз и каждое время нуждается в своей особой терапии». Очевидно, что психопатологии нашего века имеют массовый характер. Следовательно, вектор логотерапии должен смещаться от лечения к предотвращению страданий, проблем и чувства вины. Все более и более важно обращаться к молодежи и прививать ей знания о свободе и ответственности, о совести как «органе смысла» и непреклонной силе духа.

Какими качествами должен обладать логотерапевт? Можно ли выразить сущность логотерапии в одной фразе?

Помимо серьёзного и длительного обучения, логотерапевт нуждается в навыках, которые невозможно «передать», они должны жить в его сердце. Интуиция, мудрость, милосердие, сочувствие и способность находить нужные слова в нужное время – вот его инструменты. И он никогда не должен терять тот «трагический оптимизм», о котором говорил Франкл. За свою жизнь я обучила сотни специалистов по логотерапии и в итоге поняла, что для этой профессии подходят не все.

Сущность логотерапии в одной фразе? Логотерапия рассказывает об уникальности и ценности каждого человека и его способностях изменять мир.

Будущее логотерапии — каким Вы его видите?

Мое личное мнение состоит в том, что логотерапия «под защитой». В противном случае проф. Франкл не выжил бы. Я убеждена, что всё хорошее в этом мире находится в согласии с «логосом» (высшим смыслом), и именно по этой причине хорошее не исчезает, хотя зла вокруг гораздо больше и оно сильнее. Логотерапия – хорошая и чудесная концепция жизни, поэтому я не боюсь, что в будущем ее забудут. Она будет распространяться, медленно, но непрерывно, и будет поддерживать людей в своих адаптированных версиях, чтобы они могли справляться с огромными трудностями и сложными задачами глобального, цифрового, компьютеризированного нового мира. Она поможет сохранять «человечность» этого мира.

Кто Ваши любимые философы?

Луций Анней Сенека, Мартин Бубер, Халиль Джебран.

О чём Вы мечтаете?

Если речь о моих желаниях и надеждах на будущее, я бы сказала так: очень надеюсь, что наше человеческое общество будет развиваться в направлении мира, разрешения конфликтов и люди будут относиться друг к другу с безусловным уважением.

Перевод с английского Евгения Андреева под редакцией Леонида Мебеля